+7 (904) 242-22-11
г. Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская
г. Казань, ул. Чистопольская д.5
Саратов, ул. Московская, 35

Фонд развития территорий игнорирует обязательства в отношении ставропольских дольщиков, которые ждут жилье почти десять лет

Дольщики СК «Капитал» из Ессентуков Ставропольского края ждут жилье с 2013 года. Последний срок сдачи объекта, который озвучивался – 2018 год. С тех пор ППК «Фонд развития территорий» (ФРТ) на законодательном уровне получил возможность включаться в процедуры банкротства и забирать проблемные объекты с целью восстановления жилищных прав граждан. Изначально в компании решили, что будут достраивать комплекс, однако позже региональные власти, которым перешли соответствующие обязательства, выяснили, что возвести дома невозможно по техническим причинам. В соответствии с процедурой, глава исполнительной власти Ставрополья ходатайствовал в фонд о смене способа восстановления прав граждан, однако в ФРТ заявление проигнорировали, как и установленный законом срок ответа. Приобретатели квартир поделились с Центром помощи дольщикам историями о почти десятилетнем ожидании.

Разрешение на строительство в городе Ессентуки в Ставропольском крае было выдано застройщику ООО «СК Капитал» в декабре 2013 года. С тех пор дольщики безрезультатно пытаются вернуть свои средства, уже не рассчитывая на получение обещанного жилья.

«У меня договор был с 2014 года. Оплачена полная стоимость однокомнатной квартиры — по тем деньгам примерно 24 тысячи за квадратный метр. Когда я покупала, первые три очереди домов были почти уже готовы, были стены, у некоторых даже крыши. Всего восемь очередей, дома трехэтажные, по несколько подъездов. У меня жилье в восьмой очереди, я покупала «котлован». Про первые три очереди известно, что их успели на 90% и больше сделать», — рассказала дольщица Галина.

Другая участница строительства СК «Капитал» Арина, которая специально приезжала из Ханты-Мансийского автономного округа для покупки этой квартиры, тоже поделилась своей историей: «Изначально застройщик обещал, что наши три дома сдадутся первыми. Потом оказалось, что пока не построятся все очереди, ничего не введется в эксплуатацию. Якобы такой договор был с администрацией города: только когда введут коммуникации, тогда весь микрорайон и запустят».

«Проблемы были с подведением газа: разрешение оказалось просроченным. Мы к депутату обратились, он нам помог, чтобы было разрешение. Но стройку в 2016 году закрыли», — пояснила Галина.

По мнению дольщиков СК «Капитал», деньги с их договоров долевого участия ушли на строительство неподалеку базы отдыха, которая была зарегистрирована на третье лицо – друга застройщика. Граждане обращались в прокуратуру, чтобы проверить этот факт, однако проверок не последовало, а база отдыха впоследствии была два раза перепродана.

«В 2018 году окончилась аренда земли на строительство нашего объекта. Мы проводили собрание, просили продлить нам аренду и дали застройщику еще год на то, чтобы все закончить и сдать. Но и этот год не принес нам никаких результатов. Застройщик позволил товарищу, который потратил наши деньги на базу отдыха вместе с ним, выделить себе где-то 700 квадратов от арендованного под наш объект участка, вырыть там какой-то котлован, начать что-то строить», — поделилась Галина мнением дольщиков СК «Капитал».

Сделка по поводу неожиданно возникшего участка на земле, предназначенной для строительства по действующим ДДУ, была проведена через суд, котлован был узаконен, удалось даже присвоить ему кадастровые номера. Этот факт сильно обеспокоил дольщиков, так как усложнял процедуру банкротства и реализацию прав граждан.

Инициируя банкротство застройщика, граждане полагались на слова представителей власти, к которым обращались за помощью. Предполагалось, что в случае его банкротства обманутые дольщики смогут получить компенсацию согласно недавно учрежденной государственной программы или даже заселиться в готовое жилье, если в ППК «Фонд развития территорий» примут решение о достройке. Однако и с этим все оказалось непросто:

«Мы подали в суд, нас признали обманутыми. Ну и все обрадовались и стали ждать, мы уже увидели себя в списках на компенсацию, попал наш объект в реестр, и все успокоились, что теперь уже как-то решится вопрос. Но получилось так, что еще все хуже стало. Застройщик, так как он обанкротился, сказал, теперь объект уже и не его. Он никакой ответственности не несет. И что мы там на него писали и в полицию, и в прокуратуру, и за мошенничество его вроде пытались судить – все уж без толку», — поделилась Арина.

В то время, как одни дольщики уже рассчитывали на компенсацию, другие тешили себя надеждой, что им все-таки передадут те из домов, которые были готовы почти на сто процентов. Многие успели вложиться в ремонт «своих» квартир, ожидая заселения. Но когда стало понятно, что застройщик обанкротится и ничего делать не будет, за объектом перестали следить, и уже готовые, чистые дома превратились в неблагополучный недострой:

«Про нас как будто просто забыли. Потом сказали, что там объект начали разворовывать: те дома, которые уже сделали под крышу, поставили пластиковые окна. Многие люди поставили замки на двери, какие-то работы стали производить, балконы клеить. И там начали просто все бить, ломать двери. Сторожа нет. В общем, там, помню, вандализм начался — выбивали балконы, вывозился кирпич, — там просто полный кошмар начался с этим микрорайоном, грязь и разруха», — пожаловались дольщицы.

На данный момент ставропольские власти считают, что исполнить решение ФРТ о достройке дома невозможно – именно поэтому субъект РФ в соответствии с законом направил в фонд ходатайство о смене способа восстановления прав граждан с завершения строительства на выплату возмещений. В фонде же не стали созывать заседание наблюдательного совета в установленный двухмесячный срок, чтобы ответить правительству Ставрополья.

Граждане обратились к юристам Центра помощи дольщикам. В качестве способа восстановления конституционных прав юристы предложили дольщикам подать в суд коллективную жалобу к ФРТ с требованием обязать компанию созвать заседание наблюдательного совета и принять решение по объекту – документ уже направлен в Арбитражный суд Ставропольского края.

В «Центре» полагают, что наиболее эффективной мерой для обеспечения выполнения обязательств фонда исполнить неимущественные требования станет судебная неустойка – астрент. Мера подразумевает, что за каждый день просрочки исполнения решения суда со счетов фонда в пользу граждан будет списываться определенная сумма. Указанные средства не являются механизмом восстановления прав граждан – компенсации участники строительства получат в установленном законом порядке после принятия фондом решения о выплатах.

Автор новостей на сайте Центра помощи дольщикам Любовь Мируда.